Аналитическая справка Снеговой Екатерины

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 «Парус»
Муниципального образования город Новороссийск

Аналитическая справка о профессиональной деятельности воспитателя Снеговой Екатерины Владимировны

Дата рождения: 16 марта 1982 года

Основное место работы: МБДОУ д/с № 65 «Парус» Муниципального образования город Новороссийск

Образование: г. Красноярск ФГОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» 5.12.2008г. Квалификация: Педагог-психолог по специальности «Педагогика и психология»

Стаж работы в данном учреждении: 4 года

Квалификационная категория: Соответствие занимаемой должности - воспитатель

Повышение квалификации: 11.03.2014г. «Концептуальные основы введения ФГОС дошкольного образования» ГБОУ СПО «Новороссийский социально-педагогический колледж» Краснодарского края

Электронный образовательный ресурс: страница на сайте ДОУ (адрес: http://mdou65-parus.ru/)

Результаты профессиональной деятельности

Я работаю по Образовательной программе ДОУ, которая разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Содержание программы соответствует федеральным госу­дарственным требованиям к структуре основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

Основные задачи программы:

  1. Обеспечение условий для социальной адаптации;
  2. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  3. Осуществление интеллектуального, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития ребенка;
  4. Взаимодействие с семьей для полноценного развития ребенка.

Общий объем программы рассчитан в соответствии с воз­растом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:

  • образовательную деятельность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения);
  • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • взаимодействие с семьями воспитанников;
  • обеспечивает осуществление образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: 1) совместную деятельность взрослого и детей, 2) самостоятельную деятельность детей;

Из 36 детей моей группы – 17 девочек и 20 мальчиков. Состав семей воспитанников: полная – 74%, неполная – 26%, многодетная – 1%. Социальный статус родителей: рабочие – 19%, служащие – 64%, коммерсанты – 17%.

Результативность работы отслеживается с помощью регулярного мониторинга, проводимой в начале и конце года. Мониторинг результатов освоения детьми основной общеобразовательной программы я провожу два раза в год – в сентябре и в мае, в соответствии с федеральными государственными требованиями. Система мониторинга обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения Программы, что позволяет мне, как воспитателю и педагогам ДОУ осуществлять оценку динамики достижений детьми. В процессе мониторинга физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка исследуются путем наблюдений за ребенком, бесед, критериально-ориентированного тестирования, что обеспечивает объективность и точность полученных данных.

Результаты диагностики готовности детей подготовительной группы к школьному обучению показывают, что у большинства детей сформированы начальные умения в области учебной деятельности, в частности, умение выделить учебную задачу и превратить её в самостоятельную цель деятельности. Дети владеют планомерным и расчленённым восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщёнными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Лишь один ребенок из моей группы показывает низкие результаты освоения образовательных областей и низкий уровень некоторых интегративных качеств. Ребенок осенний, развивается в своем темпе и в этом году дал очень хорошую динамику. Маме рекомендовано продублировать задачи второй младшей группы для получения более устойчивых результатов. Я работаю в тесном сотрудничестве с педагогом-психологом, который диагностирует детей и оказывает мне методическую помощь в индивидуальной работе с детьми.

Использование образовательных технологий

Основную задачу своей деятельности я вижу в запечатлении характера творчества, как в области воспитания, так и в сфере умственного образования, придерживаясь метода освобождения в ребенке творческих сил, метода пробуждения и поддержания в нем духа искания, исследования, творчества, метода приведения ребенка в состояние наибольшей активности. Поэтому я не спешу отвечать на вопросы, которые задают дети, а стараюсь показать ситуацию таким образом, чтобы дети самостоятельно доходили до разрешения этих вопросов, поощряя самостоятельные их поиски в этом отношении. Важно, чтобы ребенок смог собственными усилиями добиться ответа на возникший вопрос. Это содействует развитию духовных сил ребенка, развитию в нем самостоятельного мышления, способности самому добиваться ответов на поставленные вопросы. Необходимыми компонентами творчества являются процессы мышления и воображения, поэтому для развития творческих способностей детей я стараюсь активировать эти процессы, используя разнообразные традиционные и инновационные технологии.

Наблюдая за детьми, я заметила, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, в их поведении присутствует и агрессивность. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей стало серьезной проблемой. У дошкольника в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни. Моя важная задача помочь детям наладить контакт друг с другом, учить слышать другого, создать в группе атмосферу внимания и симпатии, которая благоприятна для развития личности и творческих способностей ребенка.

Для работы я использую следующие основные виды активной деятельности ребенка:

  1. Игровая деятельность. Игра – это поприще свободного обнаружения в избытке накопленных сил жизни. Я стараюсь как можно меньше направлять игры детей и руководить ими, давая детям возможность проявлять собственную инициативу и собственное самостоятельное творчество.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Театрализованная деятельность.
  4. Непосредственно образовательная деятельность (занятия строятся на субъект-субъектном подходе во взаимодействии с детьми).

Современные и традиционные методики и технологии, которые я использую в работе:

  1. Оформление предметно-развивающей среды в группе: стенд «Жизнь нашей группы», где размещена информация об именинниках, есть информация о достижениях детей в различных конкурсах; выставка детских работ по изо деятельности и художественному творчеству. В группе выделена учебная зона, центр науки и природы, познавательный центр, математический центр, музыкальный центр, центр «Играем в театр», центр художественно-эстетического развития, центр для патриотического воспитания.
  2. Здоровьесберегающие технологии:
    • технология моделирования образовательного пространства – режим смены динамических поз,
    • физкультурно-оздоровительные (дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, динамические паузы, утренняя гимнастика, релаксационная гимнастика после сна, и пр.),
    • медико-профилактические (мониторинг здоровья, контроль за питанием, витаминотерапия и пр.)
    • технология обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (создание эмоциональной комфортности, обеспечение позитивного психологического самочувствия в процессе общения со взрослыми и сверстниками). В группе введен ритуал приветствия, ритуал прощания, минутки добра.
  3. Информационно-коммуникативные технологии (создание мультимедийных презентаций)
  4. Социо-игровые подходы – усвоение детьми активных форм жизнедеятельности с целью познания и утверждения их собственной личности. Моя основная цель – это дружеские связи детей, их склонность действовать совместно, желание и умение сотрудничать, закрепление дружественно-делового стиля общения.
  5. Технология Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»
  6. Артикуляционная гимнастика и пальчиковые игры – развитие мелкой моторики рук, памяти, воображения, более быстрое овладение правильным произношением звуков.
  7. Психогимнастика – игры на развитие эмоциональной сферы ребенка (психологические этюды на пластику, мимику, выразительность жестов и движений). Это развивает абстрактные и творческие мыслительные способности детей.
  8. Развивающие игры (Б.П.Никитина, З.А.Михайловой, Р.Л.Непомнящей) для развития интеллектуальных качеств ребенка
  9. Мнемотехника – система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования логических связей и ассоциаций. Работа с мнемодорожками (младшие дошкольники), мнемотаблицами и коллажами развивает фотографическую память, расширяет словарный запас, образное восприятие, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.
  10. Театрализованная деятельность
  11. Проектный метод (совместная деятельность воспитателя и детей над определенной практической проблемой).

Систематическая работа по развитию эмоциональной сферы дала хорошие результаты: дети начинают понимать, осознавать собственные переживания. Они знают, что нет «плохих» эмоций, есть «плохие» поступки. Формируется умение распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и состояние другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формировать адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях.

Было проведено родительское собрание «Кувшин эмоций», где я познакомила родителей с некоторыми позициями грамотного выстраивания отношений с ребенком в зависимости от эмоциональных особенностей. Сейчас предстоит работа по знакомству детей с высшими эмоциями – чувствами.

Качество образовательной среды, ее развивающий потенциал

Образовательную среду группы я строю исходя из необходимости удовлетворения потребности дошкольника в движении, в общении, в познании. У каждого ребенка имеется самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста: учитывается возраст дошкольников, уровень их развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные особенности и прочее.

У детей средней группы есть возможность игровой деятельности небольшими группами и возможность по желанию побыть одному.

Взаимодействие субъектов образовательной среды.

Личностно-ориентированный подход к ребенку не возможен без взаимодействия всех субъектов образовательной среды. Поэтому я очень тесно работаю со всеми специалистами ДОУ, что позволяет составить более полное представление о каждом воспитаннике:

  • взаимодействие с педагогом-психологом: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации; развитие психолого-педагогической компетентности, психологической культуры детей, родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ. Основные направления психологического сопровождения: психодиагностика, коррекция и развитие; психопрофилактика; психологическое консультирование; психологическое просвещение и обучение;
  • взаимодействие с медицинской службой: систематическое наблюдение за состоянием здоровья детей и их развития; организация физкультурно-оздоровительной работы с ребёнком, исходя из состояния его физического здоровья; соответствующая помощь и консультирование родителей и воспитателей;
  • взаимодействие с инструктором физкультуры: коррекция нарушений осанки, положение стоп, комбинированных дефектов; формирование двигательного и гигиенического режимов; использование приёмов психогимнастики, дыхательной гимнастики, релаксакции, элементов самомассажа; согласование интегрированных образовательных проектов, направленных на формирование физической культуры и приобщение к спорту;
  • взаимодействие с музыкальным руководителем: совместная подготовка и проведение культурно-досуговой деятельности; внедрение коррекционных технологий; определение на основе данных диагностики общего уровня исполнительных, творческих знаний, умений, навыков детей;
  • взаимодействие с родителями: оформление родительских уголков; посещение семей воспитанников на дому; дни открытых дверей; выставки детских работ, изготовленных совместно с родителями; организация совместной деятельности педагогов и родителей; консультации для родителей; проведение групповых родительских собраний, работа с родительским комитетом.

Родительские собрания я провожу по методике Н.М.Метеновой «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний («Игра – не забава»; «О капризах и упрямстве»; «О здоровье всерьез»; «Зачем детям нужна мама» и др.) – это собрания за круглым столом, в непринужденной обстановке, с использованием различных методов и приемов, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют белее легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательность, откровенный и деловой разговор. Такая форма проведения родительских собраний очень эффективна, повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку (многие стали посещать собрания семьями), активизирует родителей на решение проблем воспитания, сплачивает коллектив родителей, положительно влияет на отношения между родителями и детьми; родителями и воспитателем.

Результаты анкетирования родителей на предмет удовлетворенности услугами ДОУ показал, что 91% родителей удовлетворены системой работы ДОУ. Говоря о результатах данной работы можно отметить положительные моменты: значимость дошкольного образования повысилась в глазах у родителей; проявился интерес со стороны родителей не только к медицинским, но и педагогическим проблемам. Родители охотно консультируются по вопросам воспитания и образования, доверяясь компетентному мнению педагога. По желанию проводятся индивидуальные консультации с педагогом-психологом, инструктором по физической культуре, медицинским работником ДОУ.