Консультация для родителей и воспитателей "Аппликация. Нетрадиционные методы"
Консультация для родителей и воспитателей «Аппликация. Нетрадиционные методы»
Аппликация
В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём.
В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Данная деятельность важна для развития мелкой моторики пальцев рук, их мускулатуры, координации движений.
Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания, так как по своему характеру является художественной деятельностью, а в частности аппликация влияет на всестороннее развитие и воспитание дошкольника.
Умственное воспитание - постепенно расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. Формируются мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение. Развивается речь детей, обогащается словарный запас, формируется связная речь, развивается образная, связная речь. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств личности, как пытливость, инициатива, умственная активность, самостоятельность.
Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.
Нравственное воспитание - изобразительная деятельность (аппликация) должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому. Воспитываются нравственно - волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п.
Трудовое воспитание - здесь сочетаются умственная и физическая активность. Умение вырезывать, обращаться с ножницами, пользоваться кисточкой и клеем требуется известной затраты физических сил, трудовых навыков. Формированию трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.
Эстетическое воспитание - чувство цвета, - когда эстетическое чувство возникает от восприятия красивых цветосочетаний. Чувство ритма возникает, когда в первую очередь воспринимается ритмичная стройность предмета, ритмичное расположение его частей. Чувство пропорции - конструктивной цельности вырабатывается при восприятии разнообразных построек. Постепенно у детей развивается художественный вкус.
Что такое аппликация?
Аппликация в переводе с латинского обозначает «прикладывание».
Это один из видов изобразительной техники.
В его основе лежит вырезание различных деталей и наложение их на фон в определенном порядке. Детали закрепляют на основе с помощью различных клеев, ниток.
В настоящее время в аппликации можно использовать самые разнообразные элементы: различные виды бумаги, ткани, нитки, соломку, мех, скорлупу, песок, бересту, высушенные растения, листья, семена и другие природные материалы.
Сюжетами стали птицы, животные, люди, красивые растения и цветы. Позднее стали применять и нити, металлические и чеканные пластины, бисер, бусины.
Основных приемов вырезывания несколько:
*разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;
*вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм *из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;
*вырезывание несимметричных форм — силуэтное и из отдельных частей;
*вырезывание по контуру;
*создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.
Научите ребенка правильно держать ножницы
- Наденьте на большой палец малыша то колечко ножниц, которое обладает меньшим размером.
- Во второе колечко ребенок должен просунуть средний и указательный пальцы или только средний, если ему так удобнее, при этом указательный палец можно поместить сверху.
- Безымянный пальчик и мизинчик просто сгибают – они не будут участвовать в процессе.
Существует множество нетрадиционных техник аппликации.
Обрывная аппликация.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Накладная аппликация.
Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера - складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Аппликация из салфеток.
Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры; - широкие возможности для проявления креатива.
Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
Аппликация из засушенных растений.
В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.
Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 3 — 4 ГОДА
- Создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам и по собственному желанию; аккуратно использовать материалы.
- Навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.)
- Создавать изображения путем наклеивания готовых форм.
- Соблюдения порядка на рабочем столе.
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 5 — 6 ЛЕТ
- Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывания бумаги.
- Правильно держать ножницы и действовать ими
- Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа
- Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой
- Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать
ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ РЕБЕНОК В 6 — 7 ЛЕТ
- Располагать изображение на всем листе или в заданных пределах: на одной линии, на широкой полосе.
- Создавать изображения различных предметов, используя бумагу различной фактуры и способы вырезания и обрывания
- Создавать сюжетные и декоративные композиции.
- Обладать навыками и приемами рационального вырезания:
- симметричное вырезание;
- вырезание из гармошки.
- прием обрывания, аппликацию с кантом;
- основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.);
- базовые формы, принятые в оригами;
- правила безопасности и личной гигиены.
Уметь:
- выполнять поделки из конусов, цилиндров, квадрата;
- работать по готовой выкройке, понимать условные обозначения;
- составлять узоры из квадратов, кругов, треугольников, чередуя их по цвету;
- выполнять пейзажные композиции, тематическую аппликацию;
- правильно и аккуратно пользоваться бумагой и ножницами, клеем, салфеткой;
Удачи вам и вашим детям!
Фантазируйте и творите!