Обогащение эмоционального опыта дошкольников
Обогащение эмоционального опыта дошкольника
Долгое время система дошкольного образования в России была ориентирована на обеспечение познавательного развития детей. При этом эмоциональному развитию часто уделялось недостаточное внимание. Однако предназначение дошкольного возраста заключается не столько в овладении знаниями, умениями и навыками, сколько в становлении базовых свойств личности: самооценки, образа «Я», нравственных ценностей, социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, в их поведении присутствует и агрессивность. Дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Недостаточное развитие произвольности эмоциональной сферы детей стало серьезной проблемой. У дошкольника в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды. Это обусловлено как возрастными особенностями дошкольного возраста, так и чрезмерной "интеллектуализацией" воспитания, "технологизацией" нашей жизни.
Часто ребенка учат сдерживанию чувств еще до того, как он откроет для себя мир собственных и чужих эмоций. Когда малыш ведет себя непринужденно и естественно, взрослые, оглядываясь вокруг, поспешно говорят: «Не плачь, ты же мужчина!», «Не дерись, ты же девочка!», «Ты что, трусишь?». И как следствие, ребенок прячет свои страх, слезы и обиды, потому что эти чувства не приветствуются взрослыми. Это приводит к тому, что малыш вообще не овладевает способами распознавания, узнавания эмоциональных проявлений.
Конечно, эмоциональное развитие ребенка – задача не из легких. Однако именно родители могут и должны начать эту работу. Прежде всего маме и папе следует учитывать небольшой словарный запас малыша. Поэтому необходимо, объясняя что-то ребенку, обозначать словом определенные эмоции, тем самым закладывая основы эмоционального словаря: «радость», «грустно», «сердишься», «удивляешься», «испуганный», «злой» и т.д. И чем больше окружающие взрослые говорят с ребенком о чувствах, настроениях (его собственных и близких людей, героев сказок или мультфильмов), тем более точно малышу удается их распознать и обозначить словесно. Подобные беседы обогащают внутренний мир ребенка, учат его анализировать собственные эмоции и поведение, а также подводят к пониманию чужих переживаний и поступков.
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, родителям необходимо учитывать следующие моменты.
Обогащайте активный словарь ребенка словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов. Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему.
Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.
Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».
С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».
Работа по развитию эмоций поможет родителям понять мир переживаний ребенка, лучше узнать его состояние в различных ситуациях, понять, что именно его тревожит и радует. Это позволит (при необходимости) уделить особое внимание малышу, который испытывает эмоциональный дискомфорт, помочь преодолеть и исправить отрицательные черты характера, установить с ним доверительные отношения, а это в свою очередь сможет облегчить процесс воспитания и развития.
Эмоция – это мать психики. Для всего психического здоровья человека, главной целью является его правильное эмоциональное воспитание с самого раннего детства и на протяжении всей жизни. Неумение детей правильно выразить свои чувства, скованность, неловкость, затрудняют общение детей со сверстниками и взрослыми. Важен словесный язык чувств, который обозначает явления эмоциональной жизни. Ребенок, говорящий на хорошем, богатом языке лучше мыслит, лучше понимает свои переживания.
Играйте со своим ребенком – это так несложно. Вот несколько игровых упражнений, которые помогут успешно развивать эмоциональную сферу Вашего малыша. Стоит только начать, а потом Вы придумаете новые игры, сочините сказки про Грустинку и Смешинку, Печалинку и Злючку, и Ваш ребенок с удовольствием будет их слушать, хорошо понимая этих героев и гораздо лучше разбираясь в собственных переживаниях и эмоциях.
Поиграйте с ребенком
Игра «Изобрази героя сказки»
Прочитав любимую сказку, рассказ, попросите ребенка изобразить эмоции героев (радость, удивление, горе, гнев, страх) с помощью мимики, жестов:
- улыбнуться, как веселый Буратино.
- испугаться, как бабушка, в дом которой пришел волк.
- рассердиться, как злой волк.
- погрустить, как Дюймовочка, увидев Ласточку под землей.
Игра «Театр» (можно играть всей семьей).
Цель: развивать умение распознавать эмоциональное проявление других людей по мимике и понимать свое эмоциональное состояние и состояние окружающих.
Задание:
Ребенок изображает с помощью мимики какое–то настроение, но при этом часть его лица будет скрыта (закрывает верхнюю или нижнюю часть лица листом бумаги), а Вы должны догадаться, какое настроение было загадано. Потом поменяйтесь – пусть отгадает ребенок.
Игра «Угадай эмоцию на ощупь».
Цель: развивать способность определять базовые эмоции (радость, горе, гнев, страх, удивление) по мимике и передавать их; развивать тактильные ощущения.
Задание:
Взрослый дает задание: «Радость – замри». Ребенок изображает радость на лице, осторожно трогает своими пальчиками брови, рот, глазки.
Игра «Улитка» (автор Н.Кряжева)
Цель: развитие выдержки с самоконтроля
Задание:
Все играющие становятся на одну линию и по сигналу двигаются к заранее оговоренному месту, причем останавливаться и разворачиваться нельзя. Побеждает последний пришедший к финишу (особенно полезная для конфликтных, агрессивных детей).
Игра-упражнение «Испуганный ежик»
Цель: отработка вербальных способов выражения своих эмоций
Задание:
Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого - пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся.
Сначала пусть ежиком побудет ребенок, а Вы попытаетесь установить контакт с ним, вызвать доверие, используя как можно более насыщенную эмоциональными эпитетами речь. Затем ежиком станете Вы, пусть ребенок попробует расположить ежика к себе.
Игра-упражнение «Ладушки»
Цель: развиваем умение работать с партнером.
Играем парами. Играя с партнером в «Ладушки», необходимо достичь максимально высокого темпа не сбиваясь и не говоря.
Кто не может долго быть в контакте - это более замкнутые люди, а кому хочется продлить, кому комфортно в длительном общении - более общительный. Если играете несколькими парами – поменяйтесь.
Игра-упражнение «У дяди Абрама»
Участники сидят в круге и хором говорят: «У дяди Абрама восемь сыновей. Они не ели, они не пили и не курили никогда». Второй раз повторяют, хлопая руками в ритм по коленям. Через некоторое время ведущий говорит: «А теперь добавим правую ногу, надо сильно топать правой ногой, давайте топнем правой ногой». Таким образом, теперь все говорят ту же самую фразу, хлопают руками в ритм по коленям и топают правой ногой. Через некоторое время, ведущий говорит: «А теперь добавим еще и левую ногу, надо сильно топать левой ногой, давайте топнем левой ногой». Все повторяют фразу, топая теперь уже двумя ногами. Так же по очереди добавляются еще «правое плечо» (поднимается вверх), «левое плечо» (поднимается вверх), «голова» (вращение головой). Движения только дополняются, и, таким образом, к концу упражнения, хлопается, топается, поднимается и крутится все.
Игра «Я - луноход»
Играют несколько человек. Один участник начинает ползать на коленях и говорить: «Я -Луноход-1». Тот, кто засмеется, становится следующим «Луноходом», ползает и говорит: «Я - Луноход-2» и так далее, пока все участники не станут «Луноходами».
Удачи Вам, дорогие родители! Пусть Ваши дети научатся открыто и грамотно выражать свои эмоции, понимать свое эмоциональное состояние и самое главное научатся управлять проявлениями своих эмоций во благо себе и окружающим.